Блог

Собор Архангела Михаила. Конец XIII в.



1.



165 х 118 см.
Государственный Русский музей.
Собором архангелов именуется несколько христианских праздников, посвященных небесным силам. Самые известные из этих праздников — Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил, отмечаемый 8 ноября (21 по новому стилю) и Собор архангела Гавриила — 26 марта (8 апреля по новому стилю, на следующий день после Благовещения).

Икона «Собор архангелов» связана как с этими праздниками, так и с историческими событиями, имевшими место в IX веке в Византийской империи. Тогда, после нескольких десятилетий тяжкой борьбы с иконоборцами, нашедшими поддержку при императорском дворе, Православная церковь восстановила почитание икон. Этой победе и по¬священа икона, чья композиция восходит к античному победному «образу на щите». Щит вместо языческих крылатых богинь победы несли ангелы, и на нем изображался крест. Позднее вместо креста появилось изображение Спасителя в виде отрока. Такой образ в иконографической традиции носит название «Спас Эммануил» (по одному из имен Христа, упоминаемому в Библии). Несут же щит не просто ангелы, а архангелы Михаил и Гавриил (иногда в сопровождении других небесных сил).

Смысл образа — в прославлении Небесного воинства, предводитель которого — сам Господь в облике Спаса Эммануила. Это — символ воинской защиты, непреоборимого щита», победы в борьбе за правое дело. Недаром древнерусские воины считали архангела Михаила своим покровителем, украшая шлемы изображением его крылатой фигуры.
Такая идея явственно читается в одной из древнейших русских икон на эту тему — «Соборе архангелов» из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, хранящейся ныне в Русском музее. Композиция иконы строга и лаконична. Две фигуры в рост, изображенные фронтально, — архангелы Михаил и Гавриил; они держат небольшую сферу с изображением Спаса Эммануила.

Особенность иконы — ее колорит: темный, приглушенный. Синий, темно-вишневый, темно-коричневый, тускло-красный — сумрачные, глухие тона, так сильно отличающиеся от характерных для русской иконописи насыщенных красок. На темном фоне светятся нимбы, и вьется тонкий орнамент на одеждах архангелов и на почве под их ногами. Суровой мощью веет от этой иконы, созданной во второй половине XIII века—в тяжкие для Руси времена татарских нашествий. Иконы более позднего времени, как правило, имеют сложную многофигурную композицию. Здесь на первый план выходит понятие «собор», и художники, изображая ангелов, несущих круглый щит с образом Спаса Эммануила, стремятся создать впечатление бесчисленного небесного воинства. Такова, например, икона конца XV века из Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Организующим центром ее композиции становится, кроме щита, также изображение серафима с длинными, остроконечными, полными движения крыльями.
(«Шедевры Русской иконописи» 2008).
Обсудить