Блог

Сошествие во ад. Конец XV века.



1.



91 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея.

Воскресение Христово всегда связывалось в сознании христиан с избавлением людей от первородного греха. Христос как истинный Бог и как истинный человек, испытав на себе всю полноту страданий и смерти, той смерти, которой должен был умереть каждый ветхий человек, разрушил само понятие смерти. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", - свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому момент Воскресения - непостижимый и никем не виденный не отображен в иконографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона "Сошествие во ад", где явлено избавление людей от уз вечной смерти. Основой для этой иконографии послужило апокрифическое евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Иисуса в ад.

Иконография "Сошествие во ад", окончательно сформировавшаяся к XII веку в византийской иконописи, представляет собой симметричную композицию со Спасителем в центре. Вокруг фигуры Христа круг - мандорла (греч.-слава), который символизирует свет, принесенный Иисусом Христом во тьму ада. Ноги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. По сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцев, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, Авель. На некоторых изводах в одной руке Христа - крест, другую Он протягивает коленопреклоненному Адаму. Горки, возвышающиеся над фигурами, символизируют мир вышний и являются определенной антитезой черной бездне ада.
Обсудить